Корабельные орудия. Корабельные орудия Возможно вам будет интересно

Корабельное орудие 6-pdr/10cwt QF Mk-I

Орудие было принято на вооружение в 1937 г. и предназначалось для борьбы с торпедными катерами и подводными лодками. Оно также использовалось в береговой обороне. Всего было построено 155 береговых артиллерийских установок и 22 корабельных. ТТХ орудия: калибр – 57 мм; длина – 2,7 м; длина ствола – 2,6 м; масса орудия – 481 кг; масса снаряда – 2,8 кг; масса заряда – 576 г; начальная скорость – 727 м/с; скорострельность – 18 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 10 км; расчет – 6 человек.

Полуавтоматическое орудие было разработано на базе противотанковой пушки и принято на вооружение в 1941 г. Оно устанавливалось на торпедных катерах. Всего было выпущено около 600 орудий. ТТХ орудия: калибр – 57 мм; длина – 2,4 м; длина ствола – 1,9 м; масса орудия – 345 кг; масса боеприпаса – 12,2 кг; масса снаряда – 2,7 кг; начальная скорость – 655 м/с; скорострельность – 18 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 5,6 км; живучесть ствола – 4000 выстрелов; боепитание – магазин на 6 выстрелов.

Корабельное орудие QF-4 inch Mk-IV

Корабельное орудие QF-4 inch Mk-IV установленное на торговом судне

Орудие Mk-IV — результат модернизации орудия «BL-4 inch Mk-VIII gun», проведенной в 1911 г. Орудие было установлено на серии кораблей постройки 1916-1917 гг., а также устанавливалось на вспомогательные суда и состояло на вооружении до 1947 г. Всего в строю числилось 979 орудий. ТТХ орудия: калибр – 101,6 мм; масса – 1,2 т; длина – 4 м; масса снаряда – 14,6 кг; начальная скорость – 720 м/с; дальность стрельбы – 9 км.

Модификация орудия Mk-XII и Mk-ХXII были разработаны для вооружения подводных лодок. Пушка выполняла функции корабельного и зенитного орудия. К началу войны на вооружении находилось 58 орудий на лодках класса «L», «O», «P» и «R». ТТХ орудия: калибр – 101,6 мм; длина – 4,2 м; длина ствола – 4 м; масса – 1,3 т; масса боеприпаса – 47,5 кг; масса снаряда – 21 кг; скорострельность – 13 выстрелов в минуту; начальная скорость — 664 м/с; дальность стрельбы – 9,5 км.

Орудие принято на вооружение в 1908 г. Оно устанавливалось на крупных кораблях для борьбы с торпедными катерами, а на малых — в качестве главного калибра.

Всего было построено 600 орудий. Списанные с линкоров и крейсеров орудия использовались для оснащения торпедных катеров, малых и торговых судов. ТТХ орудия: калибр — 101,6 мм; длина ствола – 5,1 м; масса установки – 4,6 т; масса ствола и затвора – 2,1 т; масса – снаряда – 14,6 кг; масса заряда – 4,3 кг; начальная скорость — 869 м/с; скорострельность – 8 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 10,6 км.

Корабельное орудие 4″/40 QF Мk-XIX

102-мм орудие двойного назначения было принято на вооружение в 1939 г. и устанавливалось на корветах, фрегатах и торговых судах в качестве противолодочного вооружения. Всего было построено 2023 орудия в т.ч. 219 — на заводах Австралии и 1006 на заводах Канады. ТТХ орудия: калибр — 101,6 мм; длина ствола – 4,1 м; масса установки – 2,9 т; масса ствола и затвора – 1,3 т; масса боеприпаса – 22,7 кг; масса снаряда – 16 кг; масса заряда – 1,8 – 2,2 кг; начальная скорость — 396 м/с; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 8,9 км; живучесть ствола — 2000 выстрелов.

Орудие было принято на вооружение в 1916 г. в качестве вторичного оружия крейсеров, а затем им оснащались небольшие суда – корветы, тральщики для борьбы с подводными лодками. Орудие также использовалось в береговой обороне. Всего на вооружении находилось не менее 500 орудий. ТТХ орудии: калибр – 101,6 мм; длина ствола – 4,5 м; масса установки – 17,4 т; масса ствола и затвора – 2 т; масса снаряда – 14 кг; начальная скорость – 800 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы — 12,6 км.

Корабельное орудие 4.7″/45 BL Mk-I

120-мм орудие Mk-I выпускалось с 1918 г. и предназначалось для вооружения эсминцев в одноорудийных установках со щитовым прикрытием. Также выпускались модификации Mk-III и Mk-IV для береговой обороны и сухопутных войск. К началу войны в строю находилось 176 орудий Mk-I. С 1940 г. выпускалась модификация орудия Mk-II. В период войны было выпущено 32 орудия. Снятые с кораблей орудия использовались в береговой обороне, а также устанавливались на торговых судах. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина – 5,6 м; длина стола – 4,6 м; масса установки – 7 т; масса снаряда – 22,3 кг; начальная скорость – 814 м/с; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы — 14,4 км.

120-мм пушка выпускалась «Elswick Ordnance Company» на экспорт (Аргентина, Китай, Норвегия). В 1900 г. Великобританией было приобретено 7 орудий для береговой обороны. В 1915 г. на заводах Японии было построено 620 орудий, из которых к началу войны Великобритания имела в строю 525. Они были установлены на устаревших эсминцах, торговых и вспомогательных судах. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина – 5,4 м; длина ствола – 4,2 м; масса установки – 6 т; масса ствола – 2,7 т; масса снаряда – 22,7 кг; начальная скорость – 710 м/с; скорострельность – 8-10 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы — 15,1 км.

Корабельное орудие QF 4.7-inch Mk-IX в одноорудийной башне

Корабельное орудие QF 4.7-inch Mk-XII в двухорудийной башне

120-мм орудие выпускалось с 1930 г. в двух модификациях: Mk-IX (в одноорудийной башне) и Mk-XII (в двухорудийной башне). Орудие устанавливалось на эсминцах. Орудие поставлялось в 10 союзных стран под обозначением «4.7″/45 Vickers «E».

Всего было построено 742 орудия Мk-IX и 372 – Мk-XII. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина Мk-IX – 5,6 м, длина Мk-XII – 5,7 м; длина ствола – 5,4 м; масса ствола Мk-IX – 3 т, масса ствола Мk-XII — 3,3 т; длина отката ствола – 0,7 м; масса снаряда – 22,7 кг; начальная скорость – 810 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; дальность стрельбы — 15,5 км; живучесть ствола – 1400 выстрелов.

Корабельные орудия 4.7″/ 50 QF Mk-XХ на эсминце «Matchless»

120-мм орудие двойного назначения было принято на вооружение в 1940 г. и выпускалось в двух модификациях: Mk-XI (одноорудийная башня) и Mk-XX (двухорудийная башня). Орудие устанавливалось на эсминцах. Всего было построено 96 орудий. ТТХ орудии: калибр – 120 мм; длина – 6,3 м; длина ствола – 6 м; масса двухорудийной установки – 38 т; масса ствола – 3,4 т; масса боеприпаса – 62 кг; масса снаряда – 28 кг; начальная скорость – 774 м/с; скорострельность – 10 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 19,4 км; живучесть ствола – 800 выстрелов.

Корабельное орудие BL-5.5 inch Mk-I

Орудие BL-5.5 inch Mk-I в береговой обороне

Орудие было разработано в 1913 г. фирмой «Coventry» для строящихся греческих крейсеров. С началом войны, корабли остались в распоряжении Англии. Орудия были установлены на крейсерах «Birkenhead», «Chester», «Hood», «Furious», «Hermes». Снятые с кораблей орудия служили в береговой обороне, а также устанавливались на торговых судах. К началу войны на службе находилось 79 орудий. ТТХ орудия: калибр – 140 мм; длина ствола – 5,9 м; масса снаряда – 37 кг; масса заряда – 10 кг; начальная скорость – 850 м/с; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 16 км.

Корабельное орудие QF-6 inch/40 в качестве зенитной пушки

Корабельное орудие QF-6 inch/40 установленное на японском броненосце «Mikasa»

Орудие производилось с 1892 г. для вторичного вооружения линкоров и крейсеров в модификациях Mk-I/II/III. Орудие выпускалось в Японии по лицензии (Type-41), а также использовалось в Аргентине и Италии.

Снятые с кораблей орудия использовались в береговой обороне и в качестве зенитных орудий, а также устанавливались на бронепоездах. К началу войны в строю находилось 67 орудий. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 6 м; масса – 6,7 т; масса снаряда – 45 кг; длина снаряда – 673 мм; масса заряда – 13,4 кг; начальная скорость – 657 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 9 км.

Орудие выпускалось фирмой «Vickers» и было принято на вооружение в 1901 г. Модификации Мк-VII, Mk-VIII устанавливалась на линкоры и крейсера, позже, на москитный флот. Снятые с кораблей орудия также использовалась в береговой обороне. Модификация орудия Мk-XXIV выпускалась в годы войны в качестве береговой пушки. К началу войны в строю насчитывалось 629 корабельных орудий и 243 береговых. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 6,8 м; масса ствола и затвора – 7,5 т; масса снаряда – 45,4 кг; длина снаряда – 579 мм; масса заряда – 9,1 кг; начальная скорость — 770 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 13,6 км.

Орудие принято на вооружении в 1906 г. К началу войны на службе оставалось 126 орудий. Они устанавливались на легкие крейсера. После списания орудий с кораблей они использовались в береговой обороне. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 7,6 м; масса орудия – 8,7 т; масса снаряда – 45,3 кг; длина снаряда – 582 мм; масса заряда – 14,6 кг; начальная скорость – 884 м/с; скорострельность — 7 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 18 км.

Орудие производилось фирмой «Vickers» и было принято на вооружение в 1914 г. К началу войны на службе оставалось 431 орудие. Орудие устанавливалось на легкие крейсера в качестве главного вооружения и вторичного вооружения линкоров в одноорудийных и двухорудийных башнях. Снятые с кораблей орудия использовались в береговой обороне. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 6,8 м; масса двухорудийной башни – 14,3 т; масса ствола и затвора – 7 т; масса снаряда – 45,3 кг; длина снаряда – 597 мм; масса заряда – 12,3 кг; начальная скорость – 861 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 21,7 км.

Канонерская лодка «Aphis» с орудием 6″/ 50 BL Мk-XIII в одноорудийной башне

Ствол орудия 6″/ 50 BL Мk-XIII

152-мм орудия были приняты на вооружение в 1914 г. и служили на линкорах в качестве вторичного вооружения. В 1939 г. орудия были переустановлены на канонерские лодки, а также использовались в береговой обороне. К началу войны использовалось 24 орудия. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина — 7,8 м; масса установки – 8,9 т; масса ствола и затвора – 7 т; масса снаряда – 45 кг; длина снаряда – 597 мм; масса заряда – 11,2 кг; начальная скорость – 844 м/с; скорострельность – 7 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 12,3 км.

Корабельное орудие 6″/ 50 BL Мk-XXII

Орудие было принято на вооружение в 1926 г. для вторичного вооружения линкоров класса «Nelson». Оно имело двойное назначение и устанавливалось в двухорудийных башнях. Всего было построено 40 орудий. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина – 7,9 м; масса установки – 9 т; масса снаряда – 45 кг; масса заряда – 14 кг; начальная скорость – 898 м/с; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 22,8 км; отдача ствола – 420 мм; живучесть ствола – 600 выстрелов.

Корабельное орудие BL-6 inch Mk-XXIII в двухорудийной башне

Орудие было принято на вооружение в 1933 г. и устанавливалось в двух или трехорудийных башнях. Использовалось на флотах Австралии, Индии и Новой Зеландии. Всего было выпущено 469 орудий. ТТХ орудия: калибр – 152,4 мм; длина ствола – 7,6 м; масса двухорудийной башни – 92 т, трехорудийной – 185 т; масса – 7 т; масса снаряда – 51 кг; масса заряда – 13,6 кг; начальная скорость – 840 м/с; скорострельность 8 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 23 км.

Орудие было принято на вооружение в 1919 г. и использовалось для оснащения крейсеров класса «Hawkins» в однобашенных установках. Всего было построено 44 орудия, из которых 17 использовалось в береговой обороне. ТТХ орудия: калибр – 190 мм; длина ствола – 8,6 м; масса – 14 т; масса снаряда – 91 кг; начальная скорость – 844 м/с; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 19 км; живучесть ствола – 650 выстрелов.

Орудие принято на вооружение в 1927 г. и устанавливалось на тяжелые крейсера в двухорудийных башнях. Всего было выпущено 168 орудий, из которых 6 использовалось в качестве береговых пушек в одноорудийных башнях. Орудие также использовалось в Австралии. ТТХ орудия: калибр – 203 мм; длина ствола 10 м; масса башни – от 157 до 226 т; масса орудия – 17,5 т; масса снаряда – 116 кг; масса заряда – 30 кг; начальная скорость – 855 м/с; скорострельность – 5 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 28 км.

Корабельное орудие BL 9.2 inch Mk-XIV, установленное на крейсере «Georgios Averof»

234-мм орудие было принято на вооружении в 1900 г. и выпускалось в двух модификациях. Компания «Beardmore» изготовила 14 орудий Mk-IX, а «Vickers» 282 орудия Mk-X. Орудия устанавливалось на броненосцах, крейсерах и мониторах. 106 орудий во время войны использовались в береговой обороне. 4 орудия были построены в 1910 г. для греческого крейсера под обозначением Mk-XIV. ТТХ орудия: калибр – 233,7 м; длина ствола – 10,9 мм; масса ствола и затвора – 28 т; масса снаряда – 170 кг; длина снаряда – 890 мм; начальная скорость – 875 м/с; скорострельность – 4 выстрела в минуту; дальность стрельбы – 26,7 км.

Орудие было разработано фирмой «Vickers» и принято на вооружение в 1912 г. как главное вооружение линкоров и крейсеров. К началу войны на вооружении оставалось 54 орудия из которых 3 пушки было использовано в качестве железнодорожных орудий. ТТХ орудия: калибр – 342,9 мм; длина ствола – 15,4 м; масса башни – 610 т; масса пушки без затвора – 76 т; масса снаряда – от 567 до 635 кг; длина снаряда – 1,2 м; начальная скорость – от 787 до 899 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 3 минуты; максимальная дальность стрельбы – 21 км.

Орудие было принято на вооружение в 1940 г. и предназначалось для вооружения линкоров класса «King George V». Орудия устанавливались в двухорудийных (масса 915 т.) или четырехорудийных башнях (масса – 1582 т.). Всего было построено 78 орудий, из которых 2 использовались в качестве береговых орудий.

Орудие BL-14 в четырехорудийной башне Мk-III

Орудие BL-14 в двухорудийной башне Мk-II

Береговое орудие BL-14

ТТХ орудия: калибр – 360 мм; длина ствола – 16 м; масса – 80,2 т; масса снаjряда – 720 кг; начальная скорость – 730 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 2 минуты; максимальная дальность стрельбы – 35 км.

Стволы корабельного орудия BL-15 inch Mk-I

Морское орудие «BL-15 inch Mk-I» было принято на вооружении в 1913 г и использовалось для вооружения береговых батарей, линкоров (типа «Куин Элизабет», «Глориес») и мониторов (типа «Эребус», «Робертс»). Ствол орудия был рассчитан на 335 выстрелов. Орудия сняты с вооружения в 1959 г. Всего было выпущено 186 орудия, из которых 11 использовалось в береговых батареях. ТТХ орудия: калибр – 381 мм; масса – 102 т; длина ствола – 16,5 м; скорострельность – 2 выстрела в минуту; масса снаряда – 871 кг; начальная скорость – 785 м/с; дальность стрельбы – 29 км.

Корабельное орудие BL16 inch Mk-I в трехорудийной башне на линкоре «Rodney»

Подготовка к заряжанию орудия BL16 на линкоре «Nelson»

Орудие со скреплённым проволокой стволом было принято на вооружение в 1927 г. и затем смонтировано на линкорах «Nelson» и «Rodney». На каждом корабле было установлено три трехорудийные башни, получившие обозначение Mk-I. Применялись бронебойные (масса — 929 кг, длина – 1,6 м,) и фугасные (масса – 929 кг, длина – 1,9 м) снаряды. Заряд (224 — 231 кг) кордита картузного типа состоял из 6 частей. Это позволяло использовать уменьшенный метательный заряд для практической стрельбы и обстрела берега. Боезапас состоял из 95 бронебойных и 5 фугасных снарядов. Максимальная бронепробиваемость борта составляла 366 мм, палубы – 165 мм. Орудия были сняты с вооружения в 1948 г. Всего было выпущено 29 орудий. ТТХ орудия: калибр – 406 мм; диаметр башни по роликовому погону – 10 м; масса вращающейся части трехорудийной башни – 1500 т; толщина лобовой брони башни — 398 мм; масса – 109,7 т; длина ствола – 18,8 м; скорострельность – 2 выстрела за 3 минуты; масса фугасного снаряда – 929 кг; начальная скорость – 788 м/с; дальность стрельбы – 37 км; живучесть ствола – 200 — 250 выстрелов; длина отката ствола – 1,1 м; расчет башни – 89 — 101 человек.

11 декабря 1926 г. на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: “Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…”Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ “Арткома” составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК.


203-мм гаубица Б-4 в Переяславе-Хмельницком.

Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ “Арткома”, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода “Большевик”. Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе “Большевик” в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 г. провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.






Наиболее "богат" на эти гаубицы Артиллерийский музей (ВИМАИВиВС) в Санкт-Петербурге.
Две гаубицы - стоят с двух сторон входа во двор музея, на Кронверкской набережной.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г. Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.


Еще один образец гаубицы 203-мм, но несколько отличающийся от "канонической" Б-4. Новороссийск, выставка военной техники.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа “Коммунар”, наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.

"Артиллерийский расчет 203 мм гаубицы ведет огонь по противнику. Нарва. Июль 1944 г."

"Артиллеристы орудийного расчета 203 мм гаубицы подают пороховой заряд. Нарва. Июль 1944 г."

Артиллерийский расчет 203 мм гаубицы ведет огонь по противнику. Нарва. Июль 1944 г."

Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 г. плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу.

Работники оборонного завода за работой. 1943 г.

Взорванное при отсуплении орудие. 1941 или 42 год

После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.

В ходе ожесточенных боев несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Бои за Данциг. 1945г.

Осмотр посетителями выставки орудия батареи старшего лейтенанта Амеличева. Ноябрь 1944 г."

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые «рассказала» о своей мощи во время зимней кампании при попытке захвата Финляндии СССР в 1940 году. Там ей и дали финны соответствующее название - «сталинская кувалда», так как спрятаться от неё не было никакой возможности нигде: ни в подвале дома, ни в доте, ни в зарослях густого кустарника. В зависимости от посылаемой «посылки», с лица земли стиралось всё живое вместе с неживым.


«Сталинскую кувалду» советские войска использовали во время прорыва укреплений, умело выстроенных финнами. Воевать они, надо заметить, умели лучше наших, да и командование у них существенно отличалось в профессионализме, ряды командиров Красной Армии Сталин к этому времени существенно «подчистил», лучшие командиры, с остатками выжившей интеллигенции добывали золото в лагерях ГУЛАГа, строили железные дороги в Сибири, осваивали рудники по добыче цветных металлов на Урале.


Фото 39-40 годов из книги A. Uitto, C.-F. Geust "Mannerheim -Linja. Talvisodan legenda", 2006.

Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на финнов тысячи снарядов. Их разрывы на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники, такое землетрясения вызывала Б-4.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.

На позиции советской 203-мм гаубицы Б-4.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь по врагу. Март-апрель 1945г., Данциг, Германия.



203-мм гаубица образца 1931 года Вес в боевом положении 17 700 кг Наибольшая дальность стрельбы 18 000 м Наибольший угол возвышения +60° Наименьший угол возвышения 0° Угол горизонтального обстрела ±4° Количество переменных зарядов 10 Скорострельность максимальная 0,5 выстр/мин Скорость перевозки по шоссе 15 км/час Тип снаряда: Вес, кг Начальн. скорость, м/сек Бетонобойный 100 607 Фугасный 100 607 Бетонобойный 146 481

В 1940-е годы 203-мм гаубица Б-4 стала символом отечественной артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главнокомандования.

Входе Первой мировой войны тяжелые крупнокалиберные орудия осадной артиллерии «вышли» в полевую войну. Усиление полевых защитных сооружений и необходимость борьбы с укрытыми целями в глубине боевых порядков противника определили развитие артиллерии большой мощности в межвоенный период.

ГАУБИЦА АРГК

Создание орудий большой мощности для артиллерии Резерва Главного Командования стало одной из первых задач КБ Артиллерийского Комитета, образованного в начале 1927 года. Разработка «203-мм гаубицы большой досягаемости» велась здесь под руководством Ф. Ф. Лендера, после его смерти — А. Г. Гаврилова. Разработку лафета вел завод «Большевик». Впоследствии все работы перенесли на завод, где ими руководили А. Г. Гаврилов и Н. Н. Магдесиев. 203-мм гаубица получила заводской индекс Б-4. Первый опытный образец изготовили в начале 1931 года.

В 1932 году для увеличения дальности стрельбы увеличили длину ствола — так появилась гаубица Б-4 БМ («большой мощности»), эта модификация и стала основной. Официально 203-мм гаубица обр. 1931 г. была принята на вооружение только в 1934 году. Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных, броневых, деревоземляных сооружений, борьбы с крупнокалиберной или укрытой в прочных сооружениях артиллерией противника, подавления дальних целей.

Производство Б-4 организовали на заводах «Большевик» в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде. Налаживание ее серийного выпуска потребовало немало времени. В 1938-м к производству привлекли и Новокраматорский завод им. Сталина.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

Б-4 имела скрепленный ствол либо ствол-моноблок — и тот и другой со сменным лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Затвор — поршневой, с четырьмя нарезными секторами и обтюратором типа Банжа. Лафет включал люльку ствола с противооткатными приспособлениями, верхний станок с лебедкой вооружения, механизмы наведения и нижний станок.

Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический, длина отката — переменная от 880 до 1400 мм. Верхний станок надевался на штырь однобрусного нижнего станка, снабженного откидным сошником, боевым ходом, двумя сидениями для размещения номеров расчета по-походному. Гусеничный боевой ход увеличивал не только проходимость орудия, но и его устойчивость при стрельбе, не требуя оборудования специальных платформ.

Кроме поворотного и подъемного механизмов секторного типа имелся механизм приведения ствола к углу заряжания. Заряжание производилось с помощью подъемного крана с лебедкой, снаряд и заряд подавались к казеннику на особой тележке-кокоре и досылались вручную прибойником. Орудие должно было буксироваться с использованием передка тягачом «Ворошиловец» или «Коминтерн», но чаще использовались народнохозяйственные тракторы С-65 «Сталинец». Ствол на походе возился на отдельной ствольной повозке.

БОЕКОМПЛЕКТ

Гаубица вела огонь выстрелами раздельно-картузного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами. Бетонобойный 203-мм снаряд пробивал железобетонное перекрытие толщиной до 1-1,25 м.

Метательный пороховой заряд размещался в нескольких матерчатых картузах. Переменный заряд позволял получать 10 значений начальной скорости снаряда. Средством воспламенения служила ударная трубка, вставлявшаяся в затвор после запирания канала ствола.

БОЕВАЯ БИОГРАФИЯ

Боевую службу 203-мм гаубицы обр. 1931 г. начали в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов и сразу заслужили доверие войск.

К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 849 гаубиц Б-4. Ими вооружались гаубичные полки большой мощности РВГК. Полк состоял из трех дивизионов по три двухорудийные батареи в каждом. Несмотря на тяжелую обстановку отступления первого периода войны, многие орудия большой мощности удалось сохранить и оттянуть в тыл, хотя часть их и попала в руки противника. Сохранение орудий и кадрового состава артиллерии большой мощности сыграли важную роль с развитием наступательных операций Красной армии во втором и третьем периодах войны. «При организации прорывов в общем грохоте артиллерийской канонады зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир…» — вспоминал Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев. Дивизионы 203-мм гаубиц сводились теперь в гаубичные бригады большой мощности РВГК. К концу войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.

Огонь 203-мм гаубицы вели в основном по навесным траекториям — благо они допускали выбор наивыгоднейшей траектории. Но еще в ходе советско-финской войны Б-4 порой вели огонь по ДОТам прямой наводкой. Этот опыт пригодился в завершающем периоде Великой Отечественной — например, при штурме Кенигсберга и Берлина. Иногда для обрушения дома, обороняемого противником, достаточно было ударной волны от выстрела гаубицы вдоль стены.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Модернизация 203-мм гаубицы началась сразу после войны с задачей, прежде всего, увеличить ее подвижность. В 1955 году принят боевой ход, разработанный в СКБ-221 завода «Баррикады» под руководством Г. И. Сергеева. Он включал четыре колеса с резиновыми шинами и торсионной балансирной подвеской. Такая гаубица получила индекс Б-4М. Для буксировки использовался тягач АТТ. Скорость буксировки по грунтовым дорогам возросла до 20 км/ч, по шоссе — до 30 км/ч. Гаубица теперь возилась нераздельно — ствол на лафете просто оттягивался назад по-походному.

Нижний станок снабжен домкратом — с его помощью гаубица перед стрельбой опиралась на поддоны, и колесный ход разгружался. Механизм разворота в хоботовой части орудия позволял увеличить сектор обстрела до ±10°. Масса Б-4М в боевом положении составила 19 700 кг. В 1960-е годы в боекомплект ввели специальный (ядерный) снаряд ЗБВ2.

Возможно вам будет интересно:



Понятие о технике и технологии обработки камня. Этапы технологического развития.

1. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху палеолита:

    приемы и способы ударной обработки камня в олдувайскую и ашельскую эпохи

Продолжение и развитие технологических традиций обработки камня в мустье

Призматическое расщепление в верхнем палеолите

2. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху мезолита:

Изготовление микролитов, способы их крепления

Зарождение техники сверления, шлифовки камня

3. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху неолита:

Расцвет техники шлифовки, пиление, сверление камня

Появление техники усиленного отжима.

Литература

Гиря Е.Ю. Проблемы технологического анализа продуктов рас­щепления камня // СА. 1991. № 3. С. 115-128.

Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968.

Семенов С.А Производство и функции каменных орудий // Каменный век на территории СССР. М., 1970. С. 7-18.

Сериков Ю.Б. Палеолит и мезолит Среднего Зауралья. Нижний Тагил, 2000. С. 97-114.

Технология производства в эпоху палеолита. Л., 1983.

Уиттакер Дж.Ч. Расщепление камня: технология, функция, эксперимент. Иркутск, 2004.

При подготовке к практическому занятию по данной теме следует познакомиться с трудами основоположника трасологического метода изучения каменных изделий С.А. Семенова. Затем следует изучить работы современных специалистов.

К первому вопросу. Показать эволюцию техники обработки камня в палеолите. Объяснить разницу между оббивкой и расщеплением камня. Обратить внимание на связь между первичной и вторичными заготовками. Зарисовать разные типы нуклеусов. Определить по учебной коллекции типы заготовок, показать и объяснить, что такое ретушь.

Ко второму вопросу. Объяснить отличия микролитов от макролитов. Выяснить способы крепления микролитов.

К третьему вопросу. Показать причину появления и расцвета новых способов обработки камня. Связать эти способы с исходным сырьем.

Результатом практических занятий должно быть четкое понимание студентами эволюции обработки камня, различий между основными техническими приемами обработки, между заготовками и изделиями, связи типа заготовки с формой нуклеуса.

Тема 4. Керамика как исторический источник (6 часов)

1. Техника и технология керамического производства (формово­чные массы, формовка, обработка поверхности, обжиг).

2. Орнаментация сосудов (инструменты для орнаментации, техни­ческие приемы).

3. Классификация орнамента и его функция.

4. Возможности использования керамики как исторического исто­чника.

Литература

Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978.

Бобринский А.А. Гончарный круг и его происхождение: Препринт. Екатеринбург, 1993.

Виноградов Н.Б., Мухина М.А. Новые данные о технологии гончарства у населения алакульской культуры Южного Зауралья и Северного Казахстана // Древности Среднего Поволжья. Куйбышев, 1985. С. 79-84.

Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // СА. 1973. № 1. С. 114-136.

Генинг В.Ф. Древняя керамика. Методы и программа исследований в археологии. Киев, 1992.

Глушков И.Г. Керамика как исторический источник. Новосибирск, 1996. С. 15-19, 22-24, 36, 43-44, 53-67, 76-78.

Данченко Е.М. О битых горшках // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями: Мат-лы междунар. науч. конф., посв. 110-летию со дня рожд. выдающегося российского археолога М.П. Грязнова. – СПб.: ИИМК РАН, Периферия, 2012. Кн. 2. – С. 57-61.

Калинина И.В., Гаджиева Е.А. Использование челюстей животных для орнаментации керамики в уральском регионе // АС ГЭ. 1991. № 32.

Калинина И.В., Устинова Е.А. Технологическая классификация орнаментов неолитической - энеолитической керамики Уральского региона // АС ГЭ. 1990. Вып. 30. С. 7-19.

Керамика как исторический источник. Новосибирск, 1989.

(http://www.arheolog-ck.ru/?p=4673 ) (статьи П.М. Кожина, Ю.Б. Цетлина)

Мельникова Л.Н. Методы изучения археологической керамики: Учеб.-метод. пос. Новосибирск, 2007.

Молодин В.И. К вопросу о штампах для орнаментации древней керамики // Древняя керамика Сибири: типология, технология, семантика. Новосибирск, 1990. С. 76-80.

При подготовке к практическому занятию по данной теме следует изучить пособие Л.Н. Мельниковой, а также монографию А.А. Бобринского. По второму и третьему вопросам необходимо обратиться к работам И.Г. Глушкова, И.В. Калининой и Е.А. Устиновой, а также В.И. Молодина. В ходе занятий студентам может быть предложено выполнение практических заданий.

К первому вопросу. Обратить внимание на современные данные о времени появления керамики (поиск в Интернете). Объяснить, чем вызваны различия в формовочных керамических массах. Определить примеси в керамике из учебной коллекции.

Ко второму и третьему вопросам. Охарактеризовать технические приемы украшения древней керамики. Проанализировать и дать критику известных классификаций орнамента и взглядов на его функцию. Определить способы орнаментации сосудов в учебной коллекции.

К четвертому вопросу. Сравнить точки зрения разных авторов на возможности использования керамики (орнамента на керамике) как исторического исто­чника (см. работы И.Г. Глушкова, Е.М. Данченко, П.М. Кожина, Ю.Б. Цетлина). Дать критику разных позиций по этому вопросу.

4.5 inch Gun M1
Калибр, мм 114
Экземпляры 416
Ствол
Длина ствола, мм/клб 4918/43
Длина канала ствола, мм/клб 4756/41,6
Масса
Масса в походном положении, кг 5654
5654
Габариты в походном положении
Длина, мм 8150
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2120
Углы обстрела
Угол ВН, град от 0 до +65°
Угол ГН, град 53°
Автор(ы): Bukvoed Источник: английская Википедия В БТЭ добавил: LostArtilleryMan

4,5 inch Gun M1 - американская пушка периода Второй мировой войны. Это артиллерийское орудие было создано в 1939-41 годах и представляло собой наложение ствола калибра 114 мм на лафет 155-мм гаубицы M1 . Нестандартный для американской полевой артиллерии калибр был выбран исходя из соображений использования уже имевшихся под него боеприпасов, выпускаемых в союзной Великобритании. Эта артиллерийская система находилась в серийном производстве с 1942-го по 1944-й год, всего было изготовлено 416 пушек. Они использовались только Армией США на северо-западном европейском театре военных действий и были довольно сдержанно оценены военными специалистами по результатам своего боевого применения. Уже в 1945 году 114-мм пушки М1 объявили устаревшими и сняли с вооружения.

История

Создание

В 1920 году Корпус вооружений Армии США (англ. United States Army Ordnance Corps ) начал работы по проектированию новой средней полевой пушки. Поскольку в Первой мировой войне Армия США уже задействовала в боях 4,7 дюймовую (120-мм) пушку образца 1906 года, было решено использовать именно этот калибр и для вновь создаваемого орудия. В результате на свет появилась опытная пушка 4.7 inch Gun M1922E on Carriage M1921E , но из-за недостаточного финансирования в серию она не пошла.

Программа по созданию нового орудия была возобновлена лишь в 1939 году; обновлённая конструкция, получившая обозначение 4.7 inch Gun T3 , была построена годом позже. Ствольная группа этой пушки размещалась на одинаковом лафете с разработанной в то же время 155-мм гаубицей M1 (позже переобозначенной в M114) . Однако на этом этапе армейское руководство решило изменить калибр системы с целью использования 4,5-дюймовых (114-мм) боеприпасов британского производства. Модифицированная таким образом пушка была стандартизирована в апреле 1941 года под названием 4.5 inch Gun M1 on Carriage M1 .

Серийное производство

Изготовление новой системы началось только в сентябре 1942 года и не было ни многочисленным, ни продолжительным - уже в феврале 1944 года оно было окончено:

Серийный выпуск 114-мм пушки M1
Год 1942 1943 1944 Всего
Изготовлено орудий, шт. 41 345 40 416

Служба и боевое применение

Описание конструкции

155 mm Howitzer M1 (слева) and 4.5 inch Gun M1 (справа) в Музее полевой артиллерии Армии США, Форт Силл, Оклахома. Обратите внимание на сходство этих двух орудий.

Пушка M1 была очень сходна по устройству и внешнему виду со 155-мм гаубицей M1. Единственным значительным отличием был ствол калибра 4,5 дюйма (114 мм). Он имел равномерную правую нарезку с шагом в 32 калибра и оснащался уравновешивающим механизмом в виде двух винтовых пружин по обе стороны орудийной люльки, впереди её цапф. Прочими конструктивными особенностями ствольной группы являются затвор поршневого типа, гидропневматические противооткатные устройства с переменной длиной отката. Лафет современной для тех лет конструкции - с раздвижными станинами, без подрессоривания, колёса с пневматическими шинами. Для фиксации орудия в боевом положении и вывешивания колёсного хода предназначалась выдвигающаяся вниз опора. Для наводки пушки использовался панорамный прицел M12. Угол возвышения мог изменяться в диапазоне от 0° до 65°, сектор огня в горизонтальной плоскости составлял 53°.

Модификации

Опытные

Серийные

САУ

В опытном порядке пушка была смонтирована на удлинённом шасси лёгкого танка M5 «Стюарт» в орудийной установке M1. Получившуюся САУ класса самоходных гаубиц открытого типа обозначили как 4.5in Gun Motor Carriage T16 . Работы ограничились постройкой одного прототипа .

Боеприпасы и баллистика

114-мм пушка M1 использовала боеприпасы раздельно-картузного заряжания. Из снарядов основного назначения был доступен только фугасный M65. . Для него предусматривались всего два метательных заряда - М7 (нормальный, англ. normal ) для стрельбы с уменьшенной начальной скоростью и М8 (усиленный, англ. super ) для достижения полной начальной скорости. Существовал также учебно-тренировочный (англ. dummy ) снаряд М8 и имитация метательного заряда M6 специально для него. Баллистические данные в приведённой ниже таблице соответствуют заряду М8.

Снаряды для 4.5 inch Gun M1 .
Тип Обозначение Масса снаряда, кг Масса ВВ, кг Тип ВВ Дульная скорость, м/с Дальность, м
Фугасный HE M65 Shell 24,9 2,04 ТНТ 693 19 317
1,85 Аммотол 50/50
2,10 «Тримонит»
Учебно-тренировочный Dummy M8 Projectile ?
Заряды для 4.5 inch Gun M1
Обозначение Масса, кг Состав
M7 (normal) 2,95 Одиночный картуз
M8 (super) 5,08 Основной пакет и пучок
M6 (dummy) 5,40 Основной пакет и пучок
Таблица пробиваемости железобетона, мм
Боеприпас \ Расстояние, м 0 914 4,572 9,144
HE M65 Shell (при нормальном попадании) 1,158 1,067 640 366
Приведённые данные относятся к американской методике расчёта пробивной способности. Следует помнить, что этот показатель может заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различного по технологии изготовления железобетона, а также различных методик расчёта.

Оценка проекта

Среди американских орудий 114-мм пушка М1 обладала хорошей максимальной дальностью стрельбы, почти на 5 км больше, чем у второго компонента дуплекса - 155-мм гаубицы M1 . Она также превосходила по этому показателю 155 mm Gun M1918MI - выпускавшийся в США по лицензии вариант французской тяжёлой пушки Canon de 155mm GPF эпохи Первой мировой войны. Только новая пушка 155 mm Gun M1 , известная под прозвищем «Длинный Том», выигрывала у 4,5-дюймовки по максимальной дальности огня, будучи при этом в два с половиной раза массивнее. С другой стороны, военные критиковали 114-мм артиллерийскую систему за её недостаточно могущественный фугасный снаряд . Он изготавливался из низкокачественной стали, а потому, во избежание раскалывания при движении в стволе, обладал более толстыми стенками по сравнению с боеприпасами из «адекватного» материала. Как следствие, его разрывной заряд составлял всего лишь около 2 кг тринитротолуола или заменителя, фактически меньше, чем у 105-мм фугасного снаряда для гаубицы M2 . К тому же, наличие в войсках небольшого числа орудий с нетипичным калибром усложняло снабжение без особой на то необходимости.

Характеристика M1 BL 4.5 inch s.K.18 А-19 обр. 1931/37 гг.
Страна
Калибр, мм/длина ствола, клб 114/43 114/41 105/52 122/46,3
Масса в боевом положении, кг 5654 5900 5642 7117
Начальная скорость, м/с 693 690 835 800
Максимальная дальность огня ОФ гранатой, м 19 317 18 745 19 075 19 800
Максимальная скорострельность , выстрелов/мин 3-4 3-4 6 3-4
Максимальный угол ВН, ° 65 45 48 65
Максимальный угол ГН, ° 53 ? 64 58
Масса ОФ гранаты, кг 25,0 25,0 15,0 25,0
Масса ВВ в ОФ гранате, кг 1,8-2,1 1,8-2,1 ? 3,6-3,8

В сравнении с зарубежными орудиями 114-мм пушка М1 выглядит достаточно скромно. По своей заявленной (о связанной с этим проблематике см. абзац ниже) максимальной дальности огня она несколько превосходит немного более тяжёлый британский аналог,